Кафедра теории и методики  

  обучения информатике

 

История кафедры

Решение о введении информатики в школьную программу было принято в 1985 году. Оно было столь стремительным, что вопрос о создании, тиражировании и распространении учебников 9 класса для вводимого с 1 сентября того же года нового курса был решен только в сентябре, а материальная база во всех средних создавалась в течение последующих четырех лет.

 

В этот же год перед Нижегородским институтом развития образования (тогда Горьковским институтом усовершенствования учителей) была поставлена задача подготовки учителей для преподавания нового курса. Для этого в институте имелся класс электронной вычислительной техники – один ДВК-2 и шесть ДВК-1.Первоначально в институте не стали создавать самостоятельной структуры, а поручили подготовку кадров кабинетам математики (заведующая Пичурина Галина Борисовна) и технических средств обучения (заведующий Ассонов Михаил Константинович). На недолгое время для работы по внедрению ОИВТ в кабинет математики был принят на должность методиста Трешников, а через полгода соответствующие обязанности были поручены Баханскому А.Г.

 

Для преподавания нового предмета были привлечены лучшие учителя математики и физики области, а также специалисты соответствующего профиля из ВУЗов и предприятий города и области. Таким образом, решаемая проблема была достаточно сложной и многоплановой: дать необходимые знания курса ОИВТ, научить работать с ЭВТ, познакомить с педагогикой, психологией, дидактикой и методикой обучения.

 

Решение поставленной задачи было невозможно без привлечения к ее решению всех ресурсов системы образования области. Институт сумел привлечь к решению проблемы специалистов ГГУ, ГПИ, ГГПИ, ГИСИ и других ВУЗов. Активное участие в сотрудничестве с институтом приняли зав. кафедрой информатики ГГПИ  Михаил Анатольевич Иорданский, старший преподаватель ГГУ Михаил Михайлович Шульц.

 

В январе 1987 года в институте была создана новая структура – кабинет информатики (заведующий Баханский Александр Григорьевич, методисты Мишулина Нина Якимовна, Ильина Лилия Абрамовна, Жукова Елена Викторовна).  Укрепилась и материальная база – были приобретены компьютеры КУВТ БК-0010, Корвет, УК-НЦ, Ямаха и детище оборонного предприятия г.Горького Квант-8. Подготовка учителей велась на том виде техники, которой была оснащена школа, в которой работал педагог,  систематически издавались методические и дидактические пособия под общим названием «Средняя школа и ЭВМ». В это же время началась подготовка руководителей школ и педагогов по проблеме использования компьютеров в управлении и обучении. Для этого использовались немногочисленные имеющиеся пакеты обучающих программ, а также разработки сотрудников кабинета и учителей информатики, предметников и учеников школ. С целью оказания помощи работники кабинета по заявкам районов и школ часто выезжали в школы области для оказания конкретной помощи.

 

Координируя работу кабинетов информатики институтов усовершенствования учителей, входивших в Волго-Вятский регион, под руководством Баханского А.Г. совместно было разработано положение о смотре конкурсе, утвержденное руководителями образования областей и республик региона. На его основе проводился конкурс по подготовке научно   обоснованных   методических сценариев, методических рекомендаций использования ЭВМ в обучении. Активное участие принималось и в работе республиканского Координационного совета по информатике при РИПКРО (Баханский А.Г.)  В 1988 году Баханский А.Г. был награжден званием  Отличник просвещения СССР.

 

В 1991-92 году ИУУ был преобразован в НИПКРО, а на базе кабинетов математики и информатики была создана кафедра математики и информатики (заведующий Садовский Вадим Владимирович, к.т.н.). На этом этапе кафедрой (кроме повышения квалификации педагогов в области информационных технологий и повышения квалификации учителей информатики) решались вопросы аттестации учителей информатики. Опыт был обобщен в сборнике «Содержание и организация проведения квалификационных испытаний учителей основ информатики и вычислительной техники». В это время при активном сотрудничестве с Учебным Компьютерным Центром Нижегородского района (директор Беляева З.А., заместитель Голунова М.И., научно-методический руководитель Баханский А.Г.) в серии Библиотека директора школы были изданы Информатика. Библиотека директора школы, НГЦ, 1996, Учебные планы и программы по информатике и информационным технологиям. Библиотека директора школы. НГЦ, 1996.  

 

Являясь членами Координационного Совета Нижегородского департамента образования и науки, Садовский В.В. и Баханский А.Г. принимали активное участие в создании и выполнении областной программы информатизации образования области. С 1999 по 2005 являясь членами экспертной группы по программам и учебникам по информатике Федерального экспертного Совета РФ, давали отзывы и рекомендации по доработке и внедрению их в практику работы школ. В 1998 Баханскому А.Г. присвоено звание «Заслуженный учитель РФ».

 

В 2002 году из кафедры математики и информатики были образованы Кафедра теории и методики обучения математике и  Центр компьютерных технологий и информатики (ЦКТИ) - (заведующая Голунова Марина Ивановна, заместители Баханский А.Г., Городецкая Н.И.).  Деятельность Центра была связана с началом реализации Федеральной программы  «Развитие единой образовательной информационной среды (2003-2005 г.)» в Нижегородской области. Значительное внимание было уделено Федеральной программе “Компьютеризация сельских школ”. Центр решал задачи повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных учреждений, способных использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии, создания, распространения и внедрения в учебный процесс современных электронных учебных материалов, их интеграции с традиционными учебными пособиями.Основной состав слушателей ЦКТ – руководители и специалисты органов управления образованием, педагоги сельских общеобразовательных школ, методисты ИДЦ. Была разработана система тьюторства, которая позволила более эффективно решать задачи по реализации программы «Компьютеризация сельских школ» в районах Нижегородской области. Был разработан пакет методических материалов для обучения тьюторов сельских школ в области информационных технологий в рамках федеральной программы «Создание единой информационной среды», апробирована программа «Основы компьютерных и Интернет-технологий», разработан пакет диагностических материалов для тьютора, работающего по программе «Компьютеризация сельских школ», разработан пакет документов «Портфель тьютора» по программе «Компьютеризация   сельских школ».

 

В это же время ЦКТИ пришлось решать проблему подготовки учителей информатики к реализации нового Стандарта и БУП для профильной школы. В 2005-2006 годах ЦКТИ обеспечил организацию проведения эксперимента по отбору содержания и форм организации изучения информатики в профильной школе. Опыт и рекомендации по переходу опубликован в сборнике Программно-методические материалы по информатике для профильных школ Нижегородской области, НГЦ. 2004 (авторы Баханский А.Г., Голунова Н.И., Городецкая Н.И.).

 

Это время характеризуется активным сотрудничеством с созданным в 2002 году на базе НИРО региональным центром Федерации Интернет-Образования (ФИО).  Сотрудники ЦКТИ  М.И. Голунова, Н.И. Городецкая, Е.П. Мостипан повысили свою квалификацию в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ по Федеральному проекту «Компьютеризация сельских школ», а также прошли переподготовку в Московском Центре Интернет-образования по программе «Внедрение информационных Интернет-технологий в образовательную деятельность». За время своего существования центра стал одним из ведущих образовательных центров, формирующих информационную культуру работников и специалистов системы образования Нижегородской области. Обучение в центре прошло более 5000 человек: учителя, директора школ и их заместители, руководители и специалисты административно-территориальных органов управления образованием Нижегородской области, библиотекари, психологи, методисты.

Сотрудники Центра компьютерных технологий и информатики принимают участие и в работе Нижегородского регионального информационного центра учебного книгоиздания (РИЦ) (руководитель проекта – З.А.Беляева). Созданный в рамках проекта Министерства образования РФ - Национального фонда подготовки кадров "Создание информационной системы учебного книгоиздания", он действует с 1 декабря 2001 года. Суть одноименной (с проектом) программы - создать в региональном масштабе информационную структуру, чтобы постоянно анализировать состояние рынка учебного книгоиздания, формировать централизованную электронную базу данных по учебной литературе, обеспечивая оперативную связь между прямыми заказчиками (учителя, администрации школ, управления образования) и производителями учебных материалов (издательствами).

 

В мае 2006 года Центр компьютерных технологий и информатики преобразован в Кафедру теории и методики обучения информатике (заведующая Голунова М.И.).

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»